Статья в журнале «Алгоритм Безопасности» №5

Противопожарная защита » Статья в журнале «Алгоритм Безопасности» №5
Читать статью



А.С. Жаров, Генеральный директор ООО «Пожарная Автоматика»

УСТАНОВКА ЛОКАЛЬНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ KLS-902
ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Защита транспортных средств от пожаров сегодня становится национальной задачей. Только на автотранспорте ежегодно сгорает около 11000 легковых, 3000 грузовых автомобилей, до 1000 единиц автобусов, троллейбусов и трамваев. В результате пожаров на транспорте гибнет около 200 человек в год и около 680 получают травмы и увечья. Годовой материальный ущерб оценивается в более чем 165 млн. руб.
Особую тревогу вызывает рост этих показателей. Так, количество пожаров ежегодно возрастает в среднем на 9 %, погибших – на 11 %, травмированных – на 8,2 %, а ежегодный рост материального ущерба достигает 18 %.
Анализ причин пожаров показывает, что около 70 % возгораний происходит по техническим причинам, в том числе вследствие неисправности электрооборудования, повреждения топливопроводов и пр.
Сегодня в большинстве случаев автомобили оснащены только ручными огнетушителями, заряд которых содержит огнетушащий порошок. Такое решение применяется много десятилетий и сегодня не может быть признано достаточным для эффективной защиты автотранспорта по следующим причинам. Пожар обнаруживается только по внешним признакам с значительным запозданием, а для подачи огнетушащего вещества требуется открыть капот, что приводит к притоку воздуха, активизации горения и неэффективному пожаротушению. Кроме того, водители в большинстве случаев не подготовлены к работе с огнетушителями и допускают серьезные ошибки в тактике применения огнетушителей. Если пожар и удалось успешно потушить, то огнетушащий порошок, который всегда основан на базе натриевых солей, причиняет значительный вред двигателю, а его очистка представляет собой значительную проблему.
Сегодня в России для защиты отдельных автотранспортных средств (некоторых автобусов, специальных автомашин инкассаторов и др.) начали применяться установки локального пожаротушения на базе автоматических (автоматизированных) порошковых огнетушителей или генераторов огнетушащего аэрозоля. Такое техническое решение предназначено для защиты наиболее опасных участков автомобиля (подкапотное пространство, бензобак и т.п.). Однако огнетушащий порошок в узкие пространства и каналы проникает в незначительных количествах и неэффективен для тушения пожаров в таких условиях. Высокотемпературные зоны аэрозольного генератора способны зажечь объект при несанкционированном пуске.
Одновременно сохраняется опасность вывода из строя транспортного средства в результате воздействия химически агрессивного огнетушащего порошка (аэрозоля), изготовленного на базе солей натрия или калия. Кроме того, порошок (аэрозоль) перетекает в салон автомобиля, что в условиях его движения приводит к потере видимости и способно создать аварийную ситуацию. После случайной подачи порошка (аэрозоля) автомобиль завести невозможно, иногда навсегда. Очистка автомобиля от агрессивных солей требует оперативности и весьма затруднительна, особенно в закрытых полостях и замкнутых пространствах.
Сегодня за рубежом для защиты транспортных средств начинает применяться новая автономная установка локального пожаротушения KLS-902, лишенная указанных недостатков. Основное отличие заключается в том, что химически агрессивный порошок (аэрозоль) заменен на сжиженный огнетушащий газ, который безопасен для человека, не причиняет какой-либо ущерб техническому средству, легко и очень оперативно удаляется вентиляционным методом. При этом газ эффективно тушит пожар объемным способом, легко проникая в узкие каналы и затененные пространства, куда доступ порока существенно ограничен.
Автономная установка локального пожаротушения KLS-902 выполнена на базе модуля, который представляет собой конструкцию из двух коаксиально расположенных сосудов – внутреннего и внешнего.
Внутренний сосуд содержит газ-вытеснитель под давлением до 200 бар, внешний - сжиженный огнетушащий газ в объеме от 7 до 9 литров при давлении, близком к атмосферному. Подача газа осуществляется через трубопровод с насадками.
В автономном режиме работы средством обнаружения является термочувствительная трубка типа FireDeTec® или FireTrace®, прокладываемая в защищаемой зоне. Трубка изготовлена из специального полимерного материала и находится под давлением до 18 бар. При пожаре трубка быстро нагревается и локально разрушается. Падение давления в трубке приводит к активации установки KLS-902, поршень которой вытесняет сжиженный газ из наружного цилиндра под постоянным давлением 30 бар через трубопровод на насадки защищаемой зоны. Монтаж модуля установки KLS-902 можно осуществлять в любом положении в пространстве. Один модуль способен защитить несколько пожароопасных участков транспортного средства, если использовать распределительные устройства (селекторные клапаны).
Установка KLS-902 может работать также в автоматическом режиме от сигналов автоматических пожарных извещателей. Предусмотрен ручной пуск из кабины водителя. Модуль установки KLS-902 выполнен из коррозионно-стойких материалов, легко перезаряжается и имеет срок службы не менее 10 лет. Безопасность внутреннего сосуда модуля с газом-вытеснителем обеспечивается его механической защитой внешним сосудом. Модуль может располагаться как в защищаемой зоне, так и на удалении от нее.
Применение установки KLS-902 не ограничивается защитой только транспортных средств. Установка KLS-902 может применяться для защиты генераторов, аварийных генераторных установок, серверных шкафов, электрощитов и др. Достоинства установки KLS-902 наиболее хорошо реализуются при защите труднодоступного оборудования или изделий, изменяющих свое положение в пространстве, работающих в жестких климатических и механических условиях.
ООО «Пожарная Автоматика» в настоящее время подготавливает опытную эксплуатацию установок KLS-902 на ряде транспортных средств России.

  ООО "Пожарная Автоматика" : производство модулей газового пожаротушения - автоматическое пожаротушение - противопожарная защита - системы пожаротушения - газовое пожаротушение