Эксперименты с пожарной безопасностью - путь в никуда !

Противопожарная защита » Эксперименты с пожарной безопасностью - путь в никуда !
В последнее время при проведении экспертизы проектной документации на предмет соответствия ее требованиям пожарной безопасности все чаще при разговоре с коллегами возникает невольный вопрос: «А что позитивного произошло после коренного изменения всей системы нормативно-правового регулирования в области пожарной безопасности, в частности в строительстве?». Порой просто не понимаешь, как решать задачи по проектированию противопожарной защиты, не вступая при этом в противоречия с существующей законодательной базой.

О чем конкретно идет речь? С первого июля этого года, как все знают, вступил в силу Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ТРБ), в котором содержатся положения, противоречащие уже ранее принятому аналогичному Техрегламенту о требованиях пожарной безопасности (ТРПБ), принятому ранее в 2008 году. Это и условия, при которых должна быть обеспечена безопасность, в нашем случае пожарная безопасность, и необходимость разработки Специальных технических условий и обязанность обосновывать фактически все требования пожарной безопасности, несмотря на наличие уже действующих такого рода нормативных документов.
Наличие требований пожарной безопасности в новом Техрегламенте фактически нивелирует, сводит на нет все требования, изложенные в прежнем Техрегламенте.
Самое парадоксальное то, что эти два закона перед их рассмотрением в Государственной Думе проходили согласование в двух ведомствах, отвечающих кто за пожарную безопасность, а кто за строительство. И сегодня, как это ни печально, ни одно из данных учреждений не пытается хоть как-то выправить ситуацию и договориться между собой о единой политике в области пожарной безопасности.
Как положительный фактор, конечно, можно рассматривать Распоряжение Правительства РФ № 1047, в котором исключены почти все требования по пожарной безопасности. Однако имеющиеся материалы и документы, в том числе и письмо бывшего заместителя министра Минрегионразвития С. И. Круглика от 14.01.2010 г. № 508-СК/08, где указано на то, что все требования по безопасности зданий, включая противопожарные, должны содержаться в ТРБ, а требования по организации пожаротушения, по противопожарной технике и т. д. — в ТРПБ, не дают поводов для оптимизма.
Так, всех просто удивила новость о том, что подготовлены изменения в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». Из этого документа мы узнали о создании в Минрегионе Нормативно-технического совета для рассмотрения СТУ и подготовки рекомендаций об их согласовании либо в отказе в их согласовании.
Хотелось бы от души «поздравить» инвесторов и заказчиков, а также проектировщиков и всех нас: теперь нам предстоит прохождение двух нормативно-технических советов — один в МЧС России, а второй в Минрегионе. Ведь в том же приказе сказано, что СТУ, содержащие требования по пожарной безопасности, должны представляться в Минрегион при наличии положительного заключения МЧС.
Насколько я могу понимать, это по сути есть совершенствование разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной политики, согласно Распоряжению Правительства РФ от 15 июня 2010 года № 982-р.
Не менее важный вопрос: а если произойдет пожар, как и согласно какому нормативно-правовому акту будет оцениваться уровень ответственности? Ведь и ТРПБ, и ТРБ приняты в целях защиты жизни и здоровья граждан!
Поэтому, мне кажется, что просто необходимо в ТРБ (в частности в статье 2) определить, на основании чего и по каким критериям будет определяться пожарная безопасность здания и сооружения.
Конечно, и к ТРПБ есть немало вопросов. Один из самых главных — когда же будут приняты поправки к нему? О необходимости внесения изменений в ТРПБ начали говорить почти сразу после его принятия, но похоже, что дальше разговоров дело не пошло. Вместе с тем все прекрасно понимают, что если в ближайшее время не внести в ТРПБ все необходимые поправки (это и отмена норм прямого действия, и исключение положений, противоречащих друг другу, и т. д.), то данный регламент просто можно будет отменять или вносить в него изменения с учетом уже вышеуказанного письма заместителя министра С. И. Круглика. Очень бы не хотелось, чтобы пожарной охране, как всегда, была бы отведена роль "падчерицы"! Ведь благодаря данному документу очень кардинально изменился подход к вопросам обеспечения пожарной безопасности (одни споры о Декларации пожарной безопасности чего стоят). Об этом, конечно, можно долго спорить, но факт остается фактом.
Конечно, у нас много вопросов и к нормативным документам, содержащим требования пожарной безопасности (СП и Стандарты), и данные документы также нуждаются в серьезной корректировке и переработке, но это не повод, чтобы их отменять. Их надо просто увязать с требованиями Стандартов и Сводов правил, включенных в части 1 (обязательные для выполнения минимальные требования) и 7 (добровольное применение требований документов в области стандартизации) статьи 6 ТРБ.
А то, что получается: согласно п. 4.10 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", детские дошкольные учреждения допускается размещать на цокольном, первом и втором этажах жилого здания.
Но вот в соответствии с п. 5.1.3 СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты". Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» данные учреждения следует размещать только в отдельно стоящих зданиях. Еще пример: п. 13 Приложения Д СНиП 31-06-2009 определяет перечень помещений, размещение которых возможно в подвальных и цокольных этажах общественных зданий (данное требование на основании Распоряжения Правительства РФ № 1047 является обязательным). А вот в СП 4.13130.2009 вообще отсутствует данный перечень. Например, книгохранилище можно размещать в подвале по СНиПу, а по СП в зданиях класса Ф4 — нельзя. Заметим еще, что в СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» фактически отсутствуют требования о том, какое количество людей может одновременно находиться в подвальных и цокольных этажах. Такие примеры можно продолжать.
По моему мнению, для того, чтобы исключить в дальнейшем такого рода противоречия, несогласования, к разработке данных документов необходимо привлекать также научно-исследовательские, проектные и другие организации и обьединения, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом в области строительства. Или же данные документы должны в обязательном порядке согласовываться с вышеуказанными организациями. Только так можно сохранить уже фактически выстроенную систему нормативно-правового регулирования в области пожарной безопасности.
Хотелось бы в данной статье также обратить внимание и на необходимость внесения изменений в раздел 9 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно данному документу, разработчик раздела "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" по каждому пункту должен не просто описать принятые проектные решения, но и обосновать их. Вроде все понятно: существуют обязательные и рекомендательные требования нормативных документов — делай ссылки на них, и нет проблем. Однако в органах экспертизы слово «обоснование» расценивается как обязательное требование по проведению расчета, несмотря на то, что в подразделе (м) данного раздела Постановления черным по белому написано: «При выполнении обязательных требований... расчет пожарных рисков не требуется». А ведь дополнительные расчеты — это деньги инвестора, заказчика и налого¬плательщиков. Тем более, если объект строится за счет средств бюджета.
Вывод напрашивается один: пора бы всем заинтересованным министерствам и ведомствам прийти в конце концов к одному знаменателю в вопросах определения единой политики в области пожарной безопасности.
Владимир ТИМОШИН, инженер пожарной безопасности.
Фото сайта de.academic.ru

  ООО "Пожарная Автоматика" : производство модулей газового пожаротушения - автоматическое пожаротушение - противопожарная защита - системы пожаротушения - газовое пожаротушение